Установки

  1. Позитивный подход - обращаемся к “здоровой” части клиента.
  2. Позитивное подкрепление - не “присоединяемся” к клиенту, когда он говорит о проблеме; “присоединяемся” и положительно подкрепляем, когда он говорит о хорошем.
  3. Ориентация на будущее.
  4. Отказ от концепций.
  5. Ресурсом является всё.
  6. Не чинить то, что не сломано.
  7. Клиент мудр и знает решение своей проблемы.
  8. Сотрудничество консультанта и клиента.
  9. Кто мог бы помочь ещё? - выявляем всех вокруг.
  10. Гласность - можем говорить со всеми заинтересованными лицами.
  11. Юмор.
  12. Отношение к симптому как адаптивному стереотипу (поиск путей адаптации).

Техники

Проблема (техники работы с проблемой)

  1. Изоляция проблемы - раздробить проблему и сосредоточиться на одном, на чём-то самом важном в данный момент.
    • Вы упомянули несколько проблем. Какая для вас наиболее важная, какую бы вы хотели разрешить в первую очередь?
    • Возможно разрешение одной из ваших проблем окажет положительный эффект на остальные. Какая по-вашему проблема наиболее перспективна в этом отношении?
  2. Хорошее наименование проблемы - нейтральное или положительное переопределение проблемы.
    • Отсутствие частицы “НЕ”
  3. Инвентаризация пробных решений - собрать список всех испробованных способов решения проблемы.
  4. Работа с визитёром (тот кого привели) - работа через 3-е лицо (Как ты думаешь, чем по мнению …. может быть полезна наша встреча?)

Цель (техники работы с формулировкой/проверкой цели

  1. Что ты хочешь вместо этого?
    • Описываем желаемое состояние или событие (в положительных выражениях: имею, получил, достиг и т.д.)
  2. Представь, что ночью случилось чудо и проблема разрешилась.
    • Как ты узнаешь, что проблемы нет?
    • Что изменилось в твоей жизни после этого?
    • Какие положительные события будут происходить в твоей жизни когда проблемы не будет?
    • А ещё?
    • …….
  3. Представь, что 0 - это наихудший вариант, а 10 - это наилучший вариант.
    • Опиши, что для тебя означает наихудший вариант? А наилучший?
    • Где на этой шкале находишься ты?
    • Почему не 0?
    • Чем … (то где ты) отличается от ... (следующий шаг) ?
  4. Представь, что я встречаю тебя через …. (примерное время для разрешения проблемы) в / на …. (организуем и описываем воображаемую встречу).
    • Расскажи, как изменилась твоя жизнь?
    • Что хорошего стало происходить в твоей жизни?
  5. Представь, что я встречаю тебя через …. (примерное время для разрешения проблемы) в / на …. (организуем и описываем воображаемую встречу).
    • Ты мне рассказываешь о решении своей проблемы, но я тебе не верю!
    • Как ты докажешь мне, что проблема действительно решена?
  6. Зачем тебе это надо?
    • А это то зачем тебе?
    • Ну а это для чего тебе?
    • …..
  7. Представь, что я Марсианин (птичка/жучок/собачка…) и не могу чувствовать, а могу только наблюдать.
    • Как я узнаю, что ты достиг цели, и теперь…. (название цели)?
  8. Фантазии по поводу будущего.
    • Мне кажется, что ….. (возможные варианты цели и её влияние на будущее).

Ресурсы (техники работы с поиском ресурсов)

  1. А были ли случаи в твоей жизни, когда аналогичная проблема была решена / цель достигнута?
  2. Представь, что к тебе приходит … (друг/подруга/клиент/родственник…) с аналогичной проблемой и говорит… (рассказывает аналогичную ситуацию).
    • Что ты ему/ей посоветуешь?
  3. Представь, что 0 - это полное отсутствие надежды на достижение твоей цели, а 10 - это когда всё легко будет достигнуто.
    • Где на этой шкале находишься ты?
    • Почему / благодаря чему ты здесь, а не на 0?
    • Перечисли ресурсы, которые помогли тебе уже.
  4. Отмечаем положительный прогресс.
    • Посмотри-ка, раньше ты делал / имел…. (отмечаем уровень), а сейчас всё же …. (отмечаем положительный прогресс).
    • Ты сказал, что сейчас ситуация несколько лучше. Чем ты объясняешь перемены?
  5. Для чего эта проблема / ситуация могла появиться в твоей жизни?
    • Чему хорошему она может тебя научить?
    • Что полезного ты можешь из неё извлечь для себя?
  6. А как ты вообще справляешься с этим?
    • Я бы уже с ума сошёл, а ты даже к консультанту пришёл.
    • Что тебе даёт силы?

Социальные ресурсы (поиск ресурсов в окружении)

  1. Представь, что твоя проблема разрешилась, и ты решил в честь этого организовать праздничный банкет.
  2. Кого ты пригласишь на это мероприятие?
  3. За что ты поблагодаришь каждого?

Решение

  1. Совет не принимается, принимается другое объяснение причин проблемы.
    • Как ты объясняешь причину возникновения проблемы?
    • Почему это могло произойти?
    • Как бы мог объяснить причину проблемы… (друг/подруга/клиент/родственник…)?
    • Как тебе такое объяснение…. (предлагаем своё)?
    • Как бы ты посмотрел на проблему если причины и следствия поменялись местами?
  2. Метафорические карты, притчи, анекдоты, текст из книги на случайной странице и т.п.
    • Чем может быть тебе полезно это?
    • Как это может быть связано с твоей ситуацией?

Резюме

  1. Что было важного для тебя в нашем разговоре?
  2. Что было полезного для тебя?
  3. Как это может тебе помочь?
  4. Что ты сделаешь уже сегодня?